понедельник, 17 ноября 2014 г.

Интерстеллар - что это?


Дорогой голливудский фильм всегда обладает определенным набором технических характеристик, это и компьютерная графика, и хорошая игра актеров, и сценарий я бы тоже сюда отнес. Но выходит в какой-то момент этого стало недостаточно, какая-то часть зрителей хотела большего. Зрителя Голливуд терять не любит. Со времен Матрицы, настоящего интеллектуального прорыва поп-культуры, прошло много времени. Братья/сестры Вачовски больше ничего эпохального не снимают. Вот и появился Нолан — человек, который может делать дорогое кино, претендующее на право быть умным или даже задавать некую философскую планку.

Но на самом деле Нолан — обманщик и держит своих зрителей за дураков. Жаль, что Интерстеллар не снимал Спилберг — думаю это был бы потрясающий, дорогой, честный и с ясной идеей фильм. Спилберг еще из старой школы. 
Так что же мне кажется обманом.
Нолан хочет быть конструктором из собственного Начала. Создавать миры по принципу лабиринта. Делать такой вакуумный конструкт, где абсолютно все подчинено его воле. В том числе и здравый смысл. Его фильмы даже отдаленно не напоминают реальность. Причудливые песчаные бури, космонавты-фермеры, суперсекретная лаборатория НАСА, квантовые данные и плохиш Метт Деймон. Здравого смысла тут нет. Никто не будет отказываться от технологий. Ведь мир не заканчивается на Америке. А если отказалась только она, то другие этим сразу воспользовались бы. Это элементарная диалектика, но в мирах Нолана совсем другие правила. Поэтому глупо искать логические несостыковки. Сам по себе конструкт, конечно не плох и тому масса примеров в кино, таже Матрица или фильмы Уэса Андресона. Но он всегда должен быть подкреплен образностью и если угодно — искусством. И вот тут главные проблемы фильма Интерстеллар.
Все основные идеи герои просто проговаривают словами. Все свои действия они тоже объясняют, иногда настолько банально, что чувствуешь будто смотришь канал Дискавери. В подтверждение этому и реалистичная черная дыра, которой все так восхищаются. Разумеется для научно-популярной передачи это прекрасно, но тут есть претензия на художественное произведение.
Несколько эмоциональных и действительно трогающих душу моментов только подтверждают, что мы все же смотрим Дискавери. Нолан говорит, что может заставить нас плакать как в старые добрые времена Терминатора 2. Но делать он этого не будет, ибо слишком холодно и расчетливо ко всему относится.
Радость от появления титров — это радость, что ты выбрался из лабиринта, а слезы — результат предыдущего ощущения того, что никогда не выберешься. Ну и разумеется интеллектуальное удовлетворение — ведь выход сам нашел. 
Приправить замечательными эффектами и харизмой Мэттью МакКонахи. Да… вот если бы он вел какую-нибудь передачу про черные дыры или квантовую механику, я бы посмотрел. Впрочем у Нолана в картине он примерно этим и занимается.
Любые темы в фильме назывные. Выбирайте на свой вкус: псевдохристианская жертвенность, любовные нерушимые связи, инстинкты самосохранения и материнства или, если угодно, — отцовства. Они не раскрываются, не переосмысливаются, их даже не пытаются как-то интересно преподнести. Они просто озвучиваются и все. Существуют вне времени и пространства.
Смесь получилась, конечно адская. Честно сказать — писать про этот фильм более понятно трудно, выходит слишком уж примитивно, а надо же «соответствовать». Но в сухом остатке от этой смеси — всего очень мало. Ни интересных смыслов, ни интересных взглядов на космос или природу человека, ничего чем бы могло заниматься искусство. Поэтому в кинотеатрах идет прекрасный и почти документальный научно-популярный фильм, у которого лично я разглядел только две цели — заработать много денег и вторая, побочная, призывать молодежь вновь увлечься космосом. 
Вторая — классная, сегодня нам сильно не хватает юных Гагариных, пусть даже с проблемами и лицом Мэттью МакКонахи. Вышла и третья цель, думаю совсем ненарочно, — ввести в интеллектуальное заблуждение умы кинозрителей. И эта, третья, весьма вредная.
А какая могла бы получиться великолепная книга. Жаль братья Ноланы не писатели. И еще — любой спор по поводу Интерстеллара рано или поздно упирается в Космическую Одиссею Кубрика, там сначала было кино, а потом уже отличная книга. Разумеется Одиссея выигрывает.

Комментариев нет:

Отправить комментарий